Топ - 7 любимых пособий логопеда 24.04.2019


Топ - 7 любимых пособий логопеда,
которые с лёгкостью может использовать любой родитель для развития речи своего ребёнка в домашних условиях.


Нажмите кнопку "подробнее", чтобы прочитать статью.

Логопед корпуса №9 (ДО №1693) Антоненко М.А.

В настоящее время полки прилавков магазинов и интернет ресурсов заполонили сотни, тысячи книг, обещающие не только развлечь, но и научить читать, писать, говорить. И каждый думающий взрослый поймёт, что не все они полезны, безопасны и методически грамотны.

За десятилетие своей работы у меня сложился круг любимых, действительно профессиональных изданий, которые помогают мне в работе и помогают родителям моих воспитанников эффективно развивать речь ребёнка в домашних условиях.

Прошу не воспринимать данную статью, как рекламу, в предлагаемых мною пособиях, тоже могут быть неточности и недостатки, но все же, они не умоляют их достоинства.

Первое любимое пособие практически всех логопедов без исключения это «Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б. с помощью него без труда можно убедиться, что ваш ребёнок произносит правильно, как простые звуки, так и сложные, в этом альбоме подобраны чудесные, яркие картинки, кроме того в названиях картинок звук находиться в разных позициях, в том числе и со стечением согласных, это позволяет увидеть более полную картину, также с помощью этих картинок можно оценить объем словаря ребёнка, слоговую структуру (искажает ли ребёнок слова, переставляя или не договаривая буквы или слоги), фонематический слух, грамматический строй речи, связанную речь. В аннотации написано, что альбом рекомендуют использовать для старшего дошкольного возраста, однако практика показывает, что даже младшие дошкольники могут с успехом осваивать некоторые разделы альбома. По альбому Ольги Борисовны Иншаковой диагностируется не первое поколение дошкольников и младших школьников, поэтому с годами, как и у большинства книг, часто переиздаваемых, образовался, хоть и не существенный, но всё же, недостаток, а именно, изображение устаревших моделей техники, не знакомых современному дошкольнику, однако с другой стороны, почему бы не вернуть дошкольника в не такое уж и далёкое прошлое. Работать с альбомом Ольги Борисовны просто, все вопросы, которые необходимо задавать ребёнку, написаны перед заданием, есть грамотная аннотация в начале альбома. Рекомендую в основном практикующим логопедам, но и для домашнего обучения пригодиться в особенности, где в семье не один ребёнок.
Теперь поговорим об артикуляционных упражнениях, собственно именно с ними и ассоциируется работа логопеда. Пособий по данной тематике великое множество с картинками и стишками и даже со считалками, выбирай любое. Мне нравиться простая и лаконичная гимнастика Бардышева Т.Ю и Косыгина В.Н. «Тру-ля-ля» или «Тру-ля-ля и бу-бу-бу», суть не меняется. Картинки можно сделать и покрупнее, но и так не плохо, удачно и понятно описаны все упражнения разберётся и дилетант. Важно помнить, что артикуляционные упражнения нужно выполнять сидя перед зеркалом не менее 5-7 мин. ежедневно. Рекомендую родителям для проведения артикуляционных упражнений в домашних условиях.

Следующий альбом люблю всей душой и рекомендую покупать всем, всем, всем и родителям и логопедам и воспитателям. «Альбом по развитию речи» В.С. Володина, относительно недорогое издание, которое охватывает речь ребёнка, практически со всех сторон, кроме звуковой культуры речи, да это и не столь важно. Здесь вы найдёте массу заданий на развитие грамматического строя речи с чудесными красочными картинками, интересные сюжетные картинки, пару удачных текстов для пересказа, путаницы и другие задания, развивающие не только речь, но и мышление, и многое, многое другое. Рекомендую всем.
Для автоматизации хороши «Дидактические материалы для логопедов» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., включающие себя четыре альбома «Автоматизация свистящих звуков у детей», «Автоматизация шипящих звуков у детей», «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей», «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей», также их можно найти в едином альбоме в твёрдом переплёте и в мини-версии. Большим плюсом этих альбомов является то, что дидактический материал (картинки) подобраны так, что в их названиях практически не встречаются слова, которые содержат звуки из других групп, а именно, вы не встретите слов содержащих свистящие и соноры, шипящие и свистящие и др. такие сочетания в этих альбомы единичны. Поэтому такие альбомы подойдут даже для детей, у которых не сформировано произношение сложных звуков. Рекомендую для специалистов и для родителей дошкольников от 3 до 7 лет.

Рассмотрим ещё одно пособие коллектива авторов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. это серия из восьми тетрадей под общим заголовком «Домашняя тетрадь…», а дальше можно выбрать, звук или группу звуков, над которой нужно поработать. Чем хороши эти тетради, во первых тем же, чем и альбомы, хорошо подобранным речевым материалом, комплексностью занятий, занятия включают в себя артикуляционную, пальчиковую и дыхательную разминку (скорее напоминают родителям, о необходимости продолжать выполнять ранее выученные упражнения). Естественно в занятии даётся новый речевой материал для автоматизации поставленного звука, кроме этого на данном речевом материале развивается грамматический строй речи, тренируется память, внимание мышление, есть упражнения подходящие для развития связанной речи. Нужно сказать, что тетради эти менялись и изменялись вместе с дошкольниками, авторы дополняли и совершенствовали пособия, в данный момент тетради выпускаются на хорошей бумаге с яркими интересными иллюстрациями. Рекомендую специалистам и родителям детей старшего дошкольного возраста, а также первоклашкам имеющих проблемы со звукопроизношением.
Для детей имеющих не только нарушение произношения, но и другие речевые особенности я рекомендую использовать четыре альбомы Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». С помощью этих альбомов ребёнок сможет овладеть необходимой для дошкольника лексикой, научиться классифицировать предметы, сможет научиться составлять рассказы по схемам, по серии картин, разбираться в путницах и нелепицах, а значит, будут совершенствоваться мыслительные операции, кроме того альбомы содержат большое количество упражнений совершенствующих грамматический строй речи, а это значит дети будут правильно согласовывать слова в предложении. Рекомендую специалистам и родителям, как детей с особенностями, так и нормативно развивающихся дошкольников, для более качественной подготовки детей к школе.

Речь многогранна, и если даже мы находимся в тишине, речь вокруг нас, в названиях магазинов и организаций, на вывесках и рекламных щитах. Одной из важнейших задач в дошкольном возрасте, подготовить маленького человека к взрослой жизни к чтению и письму. Чтобы овладеть речью в полной мере нужно уметь размышлять, анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, в своём теле и на листе бумаги, владеть графическими навыками, а по попросту уверенно пользоваться карандашом, с лёгкостью повторять простые узоры, срисовывать изображения по клеточкам, умело штриховать, не выходя за контур, чёткими, относительно прямыми линиями в разных направлениях. Для решения этих задач могу рекомендовать книги «Развиваем внимание, восприятие, логику» для детей 5-6 лет, авторов С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина и «Большой учебник для самых маленьких» тоже для детей 5-6 лет тех же авторов книги в целом похожи, но задания различаются. Пособие отличное рекомендую в первую очередь родителям будущих первоклассников и первоклассникам, имеющих сложности в овладении письменной речью. К сожалению и к счастью тоже, время не стоит на месте и издательства выпускают новые варианты этой книги разделённой на несколько частей, выходит несколько дороже, зато детям удобней в них работать, да и качество бумаги стало лучше. Новая серия называется «Школа для дошколят»: «Внимание, память, логика», «Готовим руку к письму» и другие. Кстати на некоторых сайтах, крупных и проверенных можно скачать эти книги за небольшие деньги в цифровой версии.

Это были семь моих любимых пособий для дошкольников, которыми я пользуюсь постоянно и залистываю их до дыр, они мои помощники в работе с самыми маленькими детьми и первоклассниками, они понятны для специалистов и родителей, ими легко пользоваться и легко найти в продаже, а самое главное они эффективны и актуальны на протяжении долгого времени.